13 января 2011 г.

День восьмой. Нувара Элия. Колониальный английский курорт. Чай, водопады и жуткий холод

        Сегодня мы переезжаем в Нувара Элию, район знаменитых на весь мир чайных плантаций и любимое место летнего отдыха англичан во времена колонизации Цейлона.
        Нувара Элия – маленький городок высоко в горах, о котором до 60-х годов 19 века никто не знал. А между тем, район Нувара Элии - родина азиатского кофе.
        До 50-х годов 19 в. никто здесь и слыхом не слыхивал о диковинном растении “чай”, и   Н-Э исправно и в больших количествах  поставляла в Европу и Азию популярный кофейный напиток. Правда, довольно посредственного качества.
       Все изменилось в начале 50-х. Завезенный из Европы ржавчинный грибок, подобно экспансии кактусов на Мадагаскаре, за несколько лет полностью уничтожил кусты кофе.
       В конце 50-х  местечко Нувара Элия представляло из себя пустырь.
       А тем временем…
       Англичане завезли первые чайные кусты  в 1824 году из Китая и в 1839  - из Индии. Их «испытывали» в Ботаническом Саду Перадении. Оказалось, что китайский сорт лучше приспособился к высокогорным районам, таким как  Нувара Элия, а индийский хорошо адаптировался на равнинах острова.
       В 1867 в горах Н-Э был посажен первый куст чая. Уже через несколько лет на  чайных плантациях Н-Э работало более 10 000 рабочих.
       Пустынная горная земля оказалась идеальным местом для выращивания лучших сортов чая. Благодаря медленному росту в высокогорных условиях цейлонский чай становился более крепким, светлым и ароматным по сравнению со среднегорным и равнинным. Более того, идеальное соотношение высоты, температуры и влажности делали его самым лучшим по сравнению с другими высокогорными чаями мира.
       До недавнего времени основным потребителем чая была Европа. С конца прошлого века - Россия и Китай. Уже при расфасовке чая, в Коломбо, пишутся русские и китайские сопроводительные буквы.
        Сейчас Шри-Ланка занимает третье место в мире по производству чая и первое по экспорту, обеспечивая около 25% мирового спроса. За свои уникальные характеристики цейлонский чай признан лучшим в мире.
        Итак, едем в сторону Нувара Элии. Бросаем последний взгляд на Пик Адама:

  
     Сегодня его верхушка не закрыта облаком.
     На склонах видим  деревья, цветущие большими ярко-красными цветами. Это - африканские тюльпановые деревья.

       Горы покрыты чайными плантациями, а утром дополнительно еще и облаками.

       По дороге наслаждаемся видом этих бархатных, прямо каких-то плюшевых  зеленых склонов.
      
      На склонах ютятся домики местных жителей. Этот район населен почти исключительно тамилами и очень беден.


      Фоткаем красивые водопады:



      Хоть на обезьян мы уже почти не обращаем внимания, но этот, смахивающий на панка парень мне так понравился, что не удержалась и стала его фотографировать. Тем более, что он чудесно позировал на фоне водопада.


          Пробуем познакомиться:

       В этой местности совсем не осталось слонов: их истребили злюки-англичане, чтобы  не вытаптывали чайные плантации. Говорят, убивали до 100 слонов в день… :( 
    
     Чай цветет красивым белым цветом:

       Чайный куст – это на самом деле трехметровое дерево, китайская камелия, которое для удобства сбора листочков периодически подрезают.
      Вот я держусь за такое дерево, оставленное неподрезаным среди своих стриженых собратьев:

          Срывают далеко не все листья чая, а только верхние - имеющие либо два, либо три листка, в зависимости от сорта и крепости чая.
         Сборщицы чая - обычно исключительно тамильские женщины.

         Нам удалось заснять редкий случай, когда в сборе чая участвовали мужчины.

         То, что нам продавали в советское время под видом азербайджанского чая (помните, с большими сучками в пакете) – это отходы.
         Листья собирают каждую неделю. При этом самый дорогой чай получается из верхних почек. По форме они напоминают иглы, поэтому и называют чай “серебряные иглы” или “золотые иглы”. Следующий сорт чая - Orange Pecoe получается из двух верхних листочков, и после заваривания имеет оранжевый цвет. Далее идет BOP – Broken Orange Peсoe – из ломаных верхних листочков и затем BOPF – Broken Orange Pecoe Fannings – размельченный до пыли.
        Мы побывали на одной из самых высокогорных фабрик чая,  посмотрели, как происходит его переработка. 



        Сначала собранные листья частично высушивают, обдувая их теплым воздухом.
        Далее чай поступает в роликовую машину для скручивания, а оттуда - на вибрирующий транспортер, где листья охлаждаются и отделяются друг от друга.
        Затем их на некоторое время укладывают тонким слоем в прохладном, хорошо проветриваемом помещении, где происходит ферментация, и они приобретают черный цвет. Здесь важно не недодержать, ни передержать, иначе чай получится либо горький, либо сладкий. Исключение составляет зеленый чай, который минует стадию ферментации, и сразу переходит к обжигу. На этой стадии горячий воздух убивает бактерии и окончательно высушивает листья.
        Теперь чай остается рассортировать по размеру и расфасовать. Из крупных кусочков получается листовой чай, из мелких - измельченный, а пыль в основном идет в чайные пакетики.

       Въезжаем в город. Нувара Элия действительно сохранила колорит колониального английского курорта: то и дело встречаем старые постройки британского периода, тщательно охраняемые ланкийцами. Временами кажется, что попал в другую страну.




       Близится Новый год, все отели заполнены туристами. Лалит договаривается со своим знакомым, и нас поселяют в английский колониальный дом конца 19 века. 


     Здесь практически ничего не изменилось с момента ухода хозяев. Огромный номер, в котором можно было бы свободно разместить человек 6-7, старинный бревенчатый потолок, камин. Кстати, судя по тому, как я перепачкалась в саже, сунув туда свой любопытный нос (точнее - руку), камином пользуются и сейчас.




       Отель пуст. Кроме нас, Лалита  и менеджера  больше не видим  ни одного человека. Оказалось, это здание охраняется государством как объект исторического наследия, поэтому его комнаты  не сдаются туристам. Исключение делают для крупных кампаний из Коломбо, иногда снимающих этот отель для своих корпоративных мероприятий.
     На крошечной территории вокруг дома трогательно видеть на клумбах такие "наши":  розы, ромашки, циннии (майоры), чернобривцы.

       До темноты успели погулять по городку.


     Между прочим, вон то зелёненькое, внизу под мостом - это грядки с чесноком. :)


       С заходом солнца стало заметно холоднее. Температура на улице ночью здесь опускается до 8-10 градусов. Ненамного теплее было к утру в номере, во многом благодаря щелям в окнах, толщиной с палец, и незакрывающемуся окошку в ванной. Это был первый и единственный отель, в котором у нас не возникло желания воспользоваться душем. :)
       Учитывая, что вместо одеял нам были предложены тоненькие покрывала, пригодились не только шерстяные носки, но и все киевские теплые вещи. Представление о тропиках сильно пошатнулось. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий